Дистанционное Интернет-обучение
Общие понятия
Существуют два основных вида дистанционного Интернет-обучения: синхронное и асинхронное. При синхронной модели дистанционного обучения общение между участниками учебного процесса осуществляется в реальном времени через виртуальные аудитории (с использованием различных методов передачи информации). При применении же асинхронной модели обучаемый определяет темп своих занятий самостоятельно. Например, он может выбирать различные носители информации, может выполнять задания в соответствии с аудиторной программой или планом, а затем передавать готовую работу преподавателю для оценки.
Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности. Дистанционное обучение (ДО)- приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии. Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков в процессе обучения. Эти определения отражают по сути несколько видоизмененную систему заочного обучения. Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное образование - особая форма, сочетающая элементы очного, очно - заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства. Информационно-образовательная среда - представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Тьютор - важнейшая составляющая организации и качества дистанционного образования. Их подготовка, сертифицирование и организация профессиональной деятельности осуществляется на основе специального положения. Сленг от английского слова tutor. Попытка прикрыть под новой терминологией всем известные функции преподавателя-методиста в системе заочного обучения. Тьюторы как бы соединяют в себе: - качества преподавателя: проводят вводное и заключительное занятия, помогают слушателям в их профессиональном самоопределении, обеспечивают правильное и эффективное использование учебно-методического сопровождения курса; - качества консультанта: координируют познавательный процесс слушателей, проводят групповые консультационные и коммуникативные занятия, индивидуально консультируют слушателей по различным вопросам изучаемого курса; - качества менеджера: осуществляют набор и формирование групп слушателей, составляют график учебного процесса, управляют проведением групповых занятий, контролируют выполнение слушателями графика учебного процесса (промежуточные тесты, итоговое тестирование, экзамен).
Телекоммуникационная компьютерная образовательная среда - система локальных, корпоративных и глобальных вычислительных сетей, обеспечивающих доступ к информационным образовательным ресурсам независимо от места нахождения обучаемого, контроль и управление процессом его обучения.
Основные пользователи сервисов Интернет-обучения
Потребителями сервисов дистанционного Интернет-обучения являются как домашние, так и корпоративные пользователи. Впоследнее время все большее число корпоративных пользователей выбирают дистанционное Интернет-обучение в качестве альтернативы традиционным методам подготовки/переподготовки. По оценкам аналитиков, основными корпоративными потребителями услуг дистанционного обучения сейчас являются компании, занимающиеся ИТ-бизнесом; предприятия, использующие данную технологию для подготовки сотрудников в области управления персоналом и торговли; финансовые и банковские организации; образовательные учреждения. Принято считать, что максимальную пользу от дистанционного обучения получают хорошо организованные и дисциплинированные пользователи, работающие с неравномерной нагрузкой.
Развитие технических средств телекоммуникаций и связи, массовое появление мультимедийных компьютеров и технологий создания программных приложений для них, создало объективные предпосылки для практического развития и совершенствования образовательных технологий. Появились идеи обучения на расстоянии или дистанционное обучение. Сейчас уже трудно назвать автора этой идеи, но судя по терминологии концепция этого обучения строилась на использовании современных телекоммуникационных систем обмена информацией между компьютерами, удаленными на значительное расстояние. Лидерами в области внедрения идеи дистанционного образования в России можно считать Московский Государственный Университет экономики, статистики и информатики (МЭСУ), где создан институт дистанционного образования и начаты разработки электронных изданий учебных курсов и Русский Гуманитарный Интернет Университет (РГИУ).
В настоящее время сложились следующие взгляды на возможность и необходимость системы дистанционного образования: 1. Новые требования к образованию (в частности, доступность, невысокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения, др.); 2. Ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и обучающих учреждений других типов; 3. Повышение количества желающих получить образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки увольняемых в запас военнослужащих, специалистов ВПК и других лиц; 4. Появление и развитие качественно новых средств информационных технологий и ярко выраженный процесс информатизации общества; 5. Усиление международной интеграции др.
Основные достоинства дистанционного
Интернет-обучения
1. Главное достоинство применения технологий дистанционного Интернет-обучения — экономия рабочего времени как обучаемых, так и преподавателей. В ряде случаев обучаемые могут выполнять учебные задания дома, по вечерам, в выходные. То есть, они теряют меньше времени в течение рабочей недели. Кроме того, дистанционное обучение может помочь предприятию, если оно испытывает нехватку времени на различные образовательные программы.
2. Значительно повышается оперативность в обновлении учебных курсов.
3. Появляется возможность привлечения географически удаленных преподавателей.
4. Cнижаются затраты предприятий на обучение
(командировочные расходы, оплата работы преподавателей, аренда помещения, затраты на приобретение учебных и вспомогательных материалов и др.). По оценке аналитиков Gartner Group, многие компании отдают предпочтение дистанционному интерактивному обучению не потому, что оно лучше, чем традиционные методы, а потому, что оно дешевле и в большей степени поддается оценке.
5. Дистанционное Интернет-обучение может помочь предприятиям обойти некоторые потенциально неприятные последствия обучения непосредственно на рабочем месте. Например, некоторые тренировочные задачи могут иметь опасные последствия для действующей корпоративной ЛВС. В таких случаях намного безопаснее, чтобы обучаемый практиковался на специальном виртуальном имитаторе.
Проблемы дистанционного Интернет-обучения
Необходимо четко представлять, что дистанционное Интернет-обучение не является панацеей. При его применении существует ряд проблем, к основным из которых относятся:
1. Сложность внедрения технологии дистанционного обучения. Большинство разработчиков решений для дистанционного Интернет-обучения поставляют продукты, которые не могут делать всего, что хочет пользователь (а качество предустановленного содержимого нередко желает лучшего). Вследствие этого, нередко в штате компании приходится иметь дизайнера электронных учебников. Существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник. Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области. Как правильно поставленный диагноз является первым шагом к выздоровлению, так и результаты объективного тестирования позволяют выбрать оптимальный путь к вершинам знаний. Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Ведь она должна удовлетворить каждого из тех, кто к ней обратится. Естественно, что информация должна быть представлена в адекватной форме. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, возможность повтора анимаций и звуковых записей, поиск по ключевым словам и т.д. Задачник.
Это важнейшая форма электронного учебника. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Термин задачник не должен вводить в заблуждение. Задачник может быть и по гуманитарным дисциплинам. Главное в электронном задачнике - дозированная помощь. Учащийся получает именно ту и только ту учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал. При подборе задач приходится решать противоречивую оптимизационную проблему. С одной стороны, каждая задача должна раскрывать или гарантировать через дозированную помощь усвоение определенного теоретического материала и быть по силам каждому из тех учащихся, на которых рассчитан электронный учебник. С другой стороны, количество задач не должно пугать школьника и не лишать его столь важной уверенности в своих силах. Формирование хорошего электронного задачника по силам только методистам самой высокой квалификации. Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. С точки зрения программиста, креативная среда является одной из наиболее трудоемких составных частей электронного учебника. Очень сложно решить проблему интерфейса креативной среды. Здесь нужны и талант, и знания, и мастерство. Ведь изучение интерфейса креативной среды не должно быть дополнительным барьером, неожиданно возникающим перед учителем и учеником. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом. Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретной школы, конкретного класса, конкретного ученика. Пассивно это обеспечивается избыточностью учебных материалов, которая позволяет учителю проложить необходимую траекторию, определяемую выбранной стратегией обучения. Однако опыт показывает, что творчески активные учителя хотят сами формировать учебные материалы электронного учебника. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник. Но такой инструмент должен, в принципе, быть доступен методисту и учителю предметнику (не только учителю информатики). Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий, вербальных по своей природе. По моему мнению, вербальные методы изложения информации после определенного порога приводят к перегрузке ученика. Ведь он должен сначала усвоить систему словесной кодировки знаний, запомнить информацию, описывающую знание в закодированной форме, раскодировать знание и научиться применять его для решения проблем, сначала учебных, а затем и реальных. При этом очень много сил и времени тратится на усвоение словесных описаний знаний и навыков. Современные компьютерные технологии позволяют существенно упростить эту работу для учащегося. Так в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". При этом многословные инструкции заменяются конкретными действиями над объектом изучения. Хочется подчеркнуть, что речь идет не об иллюстрациях в форме видео или кино фрагментов, а именно о совместной деятельности учителя и ученика. Подобного рода невербальные среды только появляются, но за ними большое будущее. Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя. Перечисленные архитектурные формы могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого архитектурного ансамбля. Все зависит от замысла "архитектора" электронного учебника. Архитектор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в окружающий его ландшафт.
2. Планирование, реализация и поддержка технологий дистанционного Интернет- обучения могут сопровождаться определенными организационными трудностями. Эти трудности различаются в зависимости от таких факторов, как тип учебной программы, потребности предприятия, назначение учебной программы и требуемая скорость ее усвоения.
3. 3. Различные технические сложности, возникающие при внедрении технологий дистанционного Интернет-обучения. Например, при дистанционном обучении может создаваться значительная нагрузка на корпоративную сеть. Кроме того, соединение с Интернет может оказаться слишком медленным, а сквозное качество обслуживания — достаточно низким. Существует и такая проблема, что в ряде учебных программ требуется подключение громоздких модулей для реализации аудио и видеовозможностей.
4. Применение технологий дистанционного Интернет-обучения требует значительных инвестиций в аппаратные средства для проведения, в частности, видео и телеконференций (например, звуковые платы, динамики, видеокамеры и др.). В зависимости от сложности используемых при дистанционном обучении технологий, затраты на их реализацию могут вместо экономии финансовых ресурсов предприятия привести к их перерасходу. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы цена вопроса была разумной.
5. В зависимости от сочетания применяемых средств представления информации, а также числа обучаемых в виртуальной аудитории и объема учебного материала, программы дистанционного Интернет-обучения часто требуют более сложного планирования, чем традиционные аудиторные занятия. Например, в синхронном режиме дистанционного обучения недостаточно тщательное проектирование и планирование могут вызвать различного рода сложности как у обучаемых, так и у преподавателей.
6. Проблемы, связанные с самостоятельным характером обучения. Некоторым обучаемым трудно учиться без «живого» общения с преподавателем (и другими обучаемыми). В этом случае программа дистанционного обучения может затруднить усвоение материала или увеличить срок обучения.
7. Ряду обучаемых требуется внешнее руководство. Отсутствие необходимости ходить на занятия — это очевидное преимущество дистанционного обучения, однако оно же является и расслабляющим фактором для недостаточно сознательных обучаемых. Поэтому обучаемым, которым необходима жесткая система и определенные стимулы, подходят варианты дистанционных курсов, требующие выполнения заданий в определенные сроки.
8. Сложность точной оценки эффективности технологий дистанционного Интернет-обучения. Аналитики предлагают применять следующие критерии для определения эффективности образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения: субъективная удовлетворенность обучаемых учебным курсом; практические навыки, приобретенные обучаемыми; время, необходимое обучаемым для изучения материалов учебного курса; соотношение между учебными программами, начатыми и фактически завершенными обучаемыми и др.
Особенность сетевой технологии ДО В Русском Гуманитарном Интернет Университете (РГИУ) заключается в том, что обучение происходит с использованием телекоммуникаций, работы в сети Интернет и, используя e-mail. Желающий обучаться по сетевой технологии должен оформить и отправить в РГИУ необходимые документы, которые представленны в электронном виде на сервере. В РГИУ полученные документы подписываются и высылаются обратно по факсу или по почте. После получения договора на подготовку специалиста, желающий обучаться может производить оплату обучения по выбранным учебным курсам. После прохождения всех предварительных процедур по оформлению документов и оплаты обучения, Обучающийся получает пароль для санкционированного доступа к сетевой электронной библиотеке и фамилию тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов.
Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение в сетевой электронной библиотеке и выполнение контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу. Обучающийся по сетевой технологии имеет право задать тьютору вопросы по каждому разделу. Ограничение по количеству задаваемых вопросов преподавателю - это нонсенс. Вопросы возникают по разным причинам, в том числе из-за невысокого качества методического материала, низкого уровня подготовки и методического мастерства преподавателя и того же тьютора . Вопрос отсылается по электронной почте в РГИУ. По окончании изучения каждого из разделов, учащийся должен самостоятельно выполнять комплексное задание в виде теста и выслать его по электронной почте в ИДО МЭСИ. Тест по каждому разделу состоит из 10 вопросов и оценивается по 10-бальной системе. Положительной оценкой считается оценка от 7 и выше. По окончании изучения всех разделов курса учащийся допускается к экзамену. К экзамену допускаются учащиеся, имеющие положительные оценки по тестам всех разделов курса. Обучение по программам высшего, среднего специального образования, профессиональной подготовки и переподготовки заканчивается итоговой аттестацией. В зависимости от программы обучения и уровня образования, для итоговой аттестации обучающийся должен либо выполнить итоговую аттестационную работу, либо сдать Государственный экзамен по соответсвующей дисциплине. После положительного решения Государственной аттестационной комиссии, обучающемомуся в системе дистанционного образования выдается Документ об образовании государственного образца, соответсвующий той программе подготовки, которую он завершил.
ЛЕКЦИЯ 14
Система дистанционного обучения
Система дистанционного обучения включает в себя:
1. Корпоративную сеть на основе ИНТЕРНЕТ
1. Локальные сети региональных центров, подключенные к сети ИНТЕРНЕТ
2. ПЭВМ учащихся, оборудованные модемами, средствами мультимедиа и подключенными к сети ИНТЕРНЕТ
Сдача контрольных мероприятия (экзаменов и зачетов ) проходит в одном из региональных центров в присутствии преподавателя - методиста. Основная форма проведение экзамена - в письменном виде с отсылкой результатов по электронной почте. Результаты объявляются в реальном времени и при необходимости преподавателем-методистом задаются дополнительные вопросы с использованием канала ИНТЕРНЕТ. В том случае, если региональный центр находится от обучаемого на значительном удалении, либо он не может прибыть в установленное время в региональный центр, контрольное мероприятие может быть организовано как система напряженных тестов по предмету, которой выполняется за определенное время (20-30 мин). Обучающиеся, не имеющие выход в ИНТЕРНЕТ, используют телекоммуникационные и компьютерные системы региональных центров для общения с преподавателями - методистами и получения заданий. Методические материалы общего пользования, размещенные на сервере:
- Методические материалы, пересылаемые индивидуально по ЭП
- Методические материалы, рассылаемые по почте
- Информационные ресурсы электронной библиотеки
- Информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ
- Базы данных на носителях информации (нормативно-правовые БД и т.д.)
Для обучения Вам необходимо иметь пароль, который Вы получаете после регистрации.
РЕГИСТРАЦИЯ
Вход в образовательную систему осуществляется только по специальному Pin-коду (паролю), который высылается обучающемуся по электронной почте после регистрации.
Для регистрации необходимо:
1. Включить компьютер
2. Войти в Интернет:
3. Набрать в строке адреса www.i-u.ru
4. На экране появляется сайт Русского гуманитарного интернет-университета:
5. Подвести курсор к слову технология в полосе меню, расположенной в верхней части сайта над надписью «отдел Интернет-обучения». В спустившейся от этой надписи панели щелкните левой кнопкой мышки на слове регистрация.
После чего на экране появляется следующая картинка, представляющая собой бланк для заполнения:
Заполнив его, нажмите кнопку зарегистрироваться.
2. Вход в обучающую систему.
Для этого надо проделать несколько несложных операций.
В меню выбрать – «Обучение», для чего надо подвести курсор и нажать левой кнопкой мыши. Из меню обучение спустится небольшая панель подменю, в которой друг под другом перечислены: Войти в систему обучения, Специальности, Учебные планы, Квалификационные курсы, Общеобразовательные курсы, Демо-курс
Выберите «Войти в систему обучения». Нажмите левой кнопкой мышки и вы войдете в систему «пароль». Перед вами появится следующая панель
Введите свой пароль, полученный по вашей электронной почте при регистрации и нажмите кнопку войти.
После этого вы войдете в образовательную среду, в частности, в учебник (лекции) и можете начать учиться выбирая щелчком левой кнопки мыши соответствующий раздел или лекцию.
3.ОБУЧЕНИЕ
Технология Интернет-обучения предусматривает наличие ряда обязательных компонентов:
Образовательную среду, систему электронного контроля знаний.
1. Образовательная среда, включает:
- базовый учебник;
- подборку «шпаргалок», т.е. краткое содержание разделов глав, параграфов базового учебника;
- терминологическую и понятийную структуру учебника (глоссарий) с их кратким описанием;
- демонстрационный материал (графики, фото, рисунки и пр.);
- словари, библиографию, хрестоматию, книги, статьи и пр.
- поисковую систему;
- вопросы с вариантами ответов для контроля пройденного материала.