Существует несколько способов тестирования. Знатоки насчитывают до десятка методов. Классифицировать их тоже можно по-разному.
Разделим все эти способы на два основных направления. Первое – эвристический анализ. Один или двое специалистов тестируют сайт. Как правило, на это уходит не более двух часов. После этого они пишут отчет и дают консультации.
Второй способ состоит в использовании бета-тестеров, проще говоря, обычных людей. Якоб Нильсен, признанный эксперт в вопросах usability, математически обосновал достаточность пяти человек для такого исследования. Лучший результат достигается в том случае, если тестирование проходит в три захода. То есть процесс – тестирование, исправление ошибок – повторяется трижды.
Тестирование юзабилити, проводимое внешними консультантами, обычно стоит около $30 000 (в США) и занимает по меньшей мере несколько недель, что совершенно не подходит для большинства компаний, имеющих весьма ограниченный бюджет и при этом старающихся как можно скорее запустить свой проект. В России такая профессия, как консультант по юзабилити, еще не прижилась. Однако 80% результатов, которые вы, скорее всего, получите, можно узнать менее чем за один день у ведущей колонки на сайте ClickZ.Com.
Правило, подтвержденное на практике: чтобы получить объективную оценку вашего пользовательского интерфейса, нужно попросить 5–10 человек попробовать воспользоваться им. Как правило, добавочное тестирование редко выявляет значительные проблемы, не замеченные первыми десятью волонтерами.