Правовая культура представляет собой сложное
Правовая культура представляет собой сложное системное образование, которое является целостным сочетанием отдельных элементов, каждый из которых упорядоченно связан друг с другом.
В настоящее время в юридической науке сложился ряд методологических подходов к исследованию правовой культуры. Среди них значительное распространение получили семиотическая концепция культуры, аксиологический, функциональный, деятельностный и иные подходы к пониманию правовой культуры.
Многообразие различных подходов к определению правовой культуры правомерно. Однако те или иные авторы при разных подходах зачастую абсолютизируют отдельные аспекты правовой культуры.
На наш взгляд, нельзя сводить правовую культуру лишь к системе правовых ценностей, деятельности, какому-либо иному элементу, так как, оставляя в стороне или преуменьшая значение при ее определениях других структурных элементов, познание сущности правовой культуры будет неполным. В связи с чем представляется целесообразным создание интегрированного подхода к пониманию правовой культуры на основе ее структурного анализа, который бы стал методологической основой для анализа всех проявлений правовой культуры.
Данное положение подтверждается наблюдающимся взаимным сближением, обогащением рассматриваемых концепций, хотя и они продолжают самостоятельное существование.
Представляется возможным дать следующее определение правовой культуры: это совокупность материальных и духовных достижений в правовой жизни общества.
Правовая культура представляет собой сложное системное образование, которое является целостным сочетанием отдельных элементов, каждый из которых упорядоченно связан друг с другом. Анализ различных точек зрения теоретиков права позволил выделить в ее структуре следующие компоненты: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую науку, юридические акты.
Фундаментом общей концепции правовой культуры является правовая культура личности, т.е. информационно-ценностные ориентации личности в правовой сфере, выражающиеся на практике как стиль деятельности. При этом правовая культура личности необходима как предпосылка и созидательное начало правового состояния общества. И вместе с тем это степень и характер развития самой личности, которое находит свое выражение в уровне ее правосознания и правой активности.
Различие в характеристиках правовой культуры личности позволяет классифицировать последнюю по типам и уровням. Однако подобные классификации нельзя абсолютизировать, так как в реальной жизни грани между рассмотренными выше уровнями и типами правовой культуры личности не всегда очевидны.
Предложенная автором модель правовой культуры личности основана на представлении о последней как о совокупности взаимосвязанных элементов: информационного, отражающего степень выражения знания граждан о своих правах и свободах; деятельностного, выражающегося через степень активности и реактивности граждан (степень прочности правопорядка), направленность граждан на субъект, осуществляющий защиту их прав и свобод, а также ресурсы деятельности по защите прав и свобод.
Указанные элементы правовой культуры имеют количественные характеристики, анализ которых позволяет выделить три типа правовой культуры граждан: гражданский, подданнический и переходный.
Гражданский тип характеризуется высокой степенью правовой просвещенности, использованием специальных источников информации о своих правах и свободах, активными действиями и значительной активностью и реактивностью в правовом поведении. Под реактивностью понимаются ответные реакции на нарушение прав и свобод граждан. В оценочном аспекте гражданскому типу присуще отношение к правозащитным и судебным системам как значимым инструментам, несмотря на имеющиеся недостатки.
Подданнический тип является противоположностью гражданского. Он характеризуется низкой правовой просвещенностью, нежеланием пополнять свои знания о правах и свободах. Представители данного типа склонны полагать, что защита прав и свобод граждан - дело государственных органов. Вместе с тем для данного типа характерно принципиально негативное отношение к правоохранительным и судебным органам. В случае нарушения прав и свобод субъекты данной ориентации прибегают к самым примитивным, чаще всего аффективным или силовым средствам. В вопросах реформирования правозащитной сферы делают акцент на административных, карательных мерах.
Переходный тип характеризуется сочетанием черт, принадлежащих как гражданскому, так и подданническому типам. Преобладание тех или иных черт свидетельствует о существующей тенденции развития правовой культуры граждан.
Процесс становления правовой культуры личности характеризуется многогранностью, большой совокупностью составляющих, разнообразием соотношений количественных и качественных, объективных и субъективных факторов, многообразием форм их проявления и динамикой развития. В стадии становления правовой культуры личности решающими могут быть как новые условия информационного общества, основанного на технологиях массовой коммуникации, так и материально-имущественная обеспеченность граждан, характер российской ментальности, качество состояния законодательства, проблема гарантированности прав и свобод человека и гражданина в государстве и другие факторы.
В условиях информационного общества особое влияние на процесс присвоения - прогрессивной ассимиляции и реорганизации субъектом в его собственном мире представлений и знаний - элементов правовой системы, регулирующей данное общество, оказывают различные источники информации, в том числе коммуникативная основа формирующегося общества - глобальная информационная сеть Интернет.
Анализ понятия информационного общества, информации, генезиса Интернета как масштабной коммуникативной системы, законодательного закрепления терминологии информационных отношений и правовой природы Интернета позволил сформулировать следующее понятие Интернета: это международная технологическая система (сеть электросвязи) общего пользования, предназначенная для обмена сведениями об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их непосредственную обработку с помощью вспомогательных технических средств.
Поступив к индивидуальному адресату, правовая информация, размещенная в Интернете или имеющая к нему отношение, включается в чрезвычайно сложный и противоречивый процесс формирования взглядов и мнений, в процесс формирования установок по отношению к тем или иным правовым ценностям. Будучи полученной по индивидуальному адресу, информация изменяет в определенном смысле те или иные элементы сознания индивида, его правовую культуру и затем через него - элементы общественного сознания, правовую культуру общества. Причем сначала это взаимодействие может быть практически неощутимым, процесс идет подспудно, путем количественного накопления, а затем количественное накопление уступает место качественным изменениям.
Переход от одного уровня или типа правовой культуры к другому во многом зависит от качества и количества имеющихся ресурсов, т.е. запасов и источников, необходимых для формирования и функционирования гражданского общества и правового государства. При этом существенное место среди них занимают именно информационные ресурсы.
Анализ процесса трансформации правовой культуры в современных условиях показывает, что наблюдается повышение значимости телекоммуникационных технологий, в том числе Интернета, в формировании правовой культуры информационного общества.
Все влияние, которое оказывает Интернет на процесс формирования правовой культуры, можно разделить на пять составляющих.
В качестве первой составляющей этого влияния можно назвать формирование культуры информационного общества. Одно из главных мест в структуре правой культуры начинает занимать отношение к информации, к правам и обязанностям по ее хранению, передаче, идентификации и использованию. По этой причине подлинная информационно-правовая культура должна обеспечить правовые и социальные гарантии гражданина.
Вторая составляющая связана с процессами изменения взаимоотношений между государством и обществом, государством и личностью; изменения функций государства, демократии в современном обществе, возрастание информационных обязанностей государства перед его гражданами.
Интернет предоставляет новые возможности для развития демократии, учета общественного мнения, контроля за государственным аппаратом. Взаимодействие государства и общества строится на основе прозрачности действий и решений власти для народа и возможности народа оперативно доносить свое мнение до органов государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем пока трудно говорить о том, что с помощью Интернета граждане оказываются более вовлеченными в политический процесс, так как данная сеть используется государством скорее как средство информирования, чем учета общественного мнения.
Исследование показало, что, несмотря на наличие в России концепции развития электронного правительства, ее реализация на практике оказалась сложным процессом. В связи с этим представляется целесообразным обеспечить удачное сочетание замысла и способов реализации концепции (в частности, необходимо привести в действие административные механизмы, способствующие реализации государственных программ), ориентацию на потребителя (правительственные сайты должны быть построены с учетом типичных поводов для обращения граждан в государственные органы), единые центры доступа через сетевые порталы, сочетание количества и комплексности услуг, совершенствовать методы управления отношениями с клиентами.
Интернет может оказывать и обратное воздействие - возрастает контроль за общественностью со стороны спецслужб. В связи с этим актуальной становится проблема определения степени вмешательства государства в лице его властных органов в сетевые отношения, проблема цензуры в Интернете.
Наиболее приемлемой представляется политика ограниченного государственного вмешательства в сетевые отношения, направленная на пресечение преступных действий, совершаемых в Сети и с ее использованием. Необходимость правового регулирования очевидна в тех случаях, когда отсутствие такового создает угрозу информационной безопасности России, соблюдению прав граждан и юридических лиц.
Третья составляющая основана на возникновении новых общественных отношений, возникающих в связи с функционированием Интернета, трансформации общественных отношений в основных сферах общественной жизни (в сфере производства, потребления, развлечения, образования, общения). Интернет существенно влияет на становление информационного образа жизни, который нуждается в правовом регулировании, а это, в конечном счете, ведет к изменению и правовой культуры.
Диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность социокультурных и технологических факторов в становлении информационного общества проявляется как либерализация законов регулирования информационного и телекоммуникационного рынков, трансформация правил технологической и организационной конвергенции, формирования новых нормативных требований к работникам и организации делового процесса, изменения в информационном законодательстве.
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в связи с использованием интернет-технологий, можно назвать вопросы разграничения юрисдикции различных государств применительно к возникающим в Интернете отношениям, вопросы определения правового статуса "сетевых" средств массовой информации, в том числе вопрос о допустимости и пределах сетевой цензуры, многочисленные вопросы электронной торговли (электронного документооборота, электронно-цифровой подписи и др.), защиты интеллектуальной собственности, вопросы ответственности за правонарушения, совершенные посредством Интернета; вопросы обеспечения информационной безопасности, предотвращения распространения информации, создающей угрозу для прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также создающей угрозу для государственной безопасности, экономического и социального развития страны. С включением отношений, связанных с использованием Интернета, в сферу предпринимательской деятельности, возникла актуальность в защите инвестиций, направленных на оказание услуг посредством сети Интернет, разработку информационных ресурсов и компьютерных программ.
Решение данных проблем должно основываться не только на разработке новых технологических решений, но также на значительной нормотворческой работе, как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Вместе с тем большинство проблем Интернета носит глобальный характер и требует совместных усилий государств. Применение локальных правовых норм к таким правоотношениям без учета и связи с законодательством других стран может быть неэффективным. Это требует приоритетного внимания к разработке правовых норм, направленных на регулирование Интернета, на международно-правовом уровне, путем заключения и исполнения (в том числе инкорпорирования соответствующих норм в российское законодательство) универсальных международных соглашений.
Анализ нормативно-правовых актов показал очевидное отставание норм действующего права от реалий нового виртуального мира.
Представляется целесообразным принятие законов об электронной торговле, электронном документообороте, информатизации банковской системы России с использованием мировой информационной сети Интернет, об основах государственного регулирования в сфере Интернета, о предоставлении электронных финансовых услуг, а также внесение изменений и дополнений в уже действующие нормативно-правовые акты государства. При этом не следует закреплять в законодательстве положения, реализацию которых впоследствии невозможно будет обеспечить мерами государственного принуждения.
Регулирование интернет-отношений посредством придания судебным решениям статуса официального источника права представляется не совсем верным. Сильные стороны судебного нормотворчества можно сохранить и в рамках статутного права: быстроту, гибкость законодательства можно обеспечить благодаря систематическому наблюдению за эффективностью правовых норм и их своевременной корректировке. Обобщения судебной практики, законодательная инициатива Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ могут сыграть неоценимую роль в развитии законодательства в указанных выше направлениях.
Значительную роль в регулировании интернет- отношений имеет внедрение механизмов саморегулирования, координируемых общественными организациями. Главное заключается в том, что на уровне личности социальный контроль превращается в самоконтроль, средством которого выступают ценностные ориентации личности, усвоенные ею нормы поведения, социально-психологические установки, чувства и эмоции. Далее происходит трансформация поведения личности. Поступки человека, из совокупности которых образуются общественные отношения, приобретают позитивный характер, исходя из его ответственности перед другими людьми и обществом в целом. Такая саморегуляция может рассматриваться как высший тип правомерного поведения личности.
Деятельность подобных организаций может быть направлена на разработку системы стандартов и рекомендаций по развитию интернет-ресурсов и сервисов, проектов в сфере электронной коммерции, сетевой цензуры, в том числе систем фильтрации и оценки содержания информационных ресурсов, электронного документооборота и обеспечения доказательств, распространения массовой информации, спама, в сфере взаимодействия сетей различных собственников и определения ответственности собственников ресурсов и систем за действия пользователей или третьих лиц, совершенствование программного обеспечения, технической поддержки и процессов администрирования Сети; создание третейской системы разрешения споров (создание третейского суда, рассматривающего, в частности, споры, связанные с использованием ИКТ и сети Интернет).
Особое значение имеет участие таких организаций в национальном законотворческом процессе, в частности через проведение экспертизы проектов нормативно-правовых актов в сфере информатизации, использования ИКТ и сети Интернет, а также взаимодействие с международными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере саморегулирования Интернета.
Анализ саморегулирования российского сектора сети Интернет показал, что в настоящее время существует ряд организаций по разработке и внедрению инициатив в сфере саморегулирования Интернета. В связи с этим целесообразно направить усилия в большей степени на повышение эффективности их деятельности, чем на создание каких-либо новых структур.
Хозяйствующие субъекты, сообщества, государство должны стимулировать и пропагандировать идеи саморегулирования сети Интернет, поскольку без пропаганды идеи и установления определенного уровня доверия участников информационных отношений реализация эффективной массовой системы механизмов саморегулирования будет невозможной.
Четвертая составляющая влияния Интернета связана с изменениями в способах хранения, передачи и использования правовой информации. В этом случае изменение правовой культуры связано с процессом функционирования Интернета как источника правовой информации.
Анализ факторов доступности правовой информации с использованием Интернета, а именно: качественного и количественного уровня правовой информации в Сети, показал, что последние позволяют даже далекому от законодательства и нормативных актов человеку быстро получить все необходимые ему сведения и узнать свои законные права и обязанности. Вместе с тем Интернет способствует формированию в большей степени "мозаичных" правовых знаний у гражданина, не позволяющих ему в полной мере получить представление о праве в целом, свободно ориентироваться и применять его в повседневной жизни.
Необходимо использовать Интернет для рациональных целей: заполнять, по мере возможности, информационное пространство высоким и ценным, систематизировать его наличное содержание. Интернет является хранилищем культурной памяти, правовой информации и огромной возможностью ее активации. Это вызывает необходимость совершенствовать способность личности выбирать то, что ей нужно. Эффективным было бы создание интернет-поисковых служб и программ, организованных по принципу проблемной рубрикации, которые, с одной стороны, высвечивают список проблем, а с другой стороны, в самом своем устройстве содержат структуру позиционной коммуникации по каждой конкретной проблеме, предоставляют возможность выхода на нужных собеседников в масштабах всего мира.
Анализ эффективности функционирования Интернета позволил выделить субъективные и объективные пределы влияния Сети на правовую культуру личности. Субъективные пределы связаны с наличием у личности навыков пользования Интернетом, материальных ресурсов (особенно в тех случаях, когда услуги являются платными). Объективные пределы обусловлены отсутствием возможности доступа в Интернет для значительного числа граждан, неразвитостью информационной инфраструктуры: большая часть России недостаточно охвачена коммуникациями, а в крупных городах технологии развиваются слишком быстро, скачками.
Таким образом, условиями обеспечения доступности правовой информации гражданам посредством Интернета являются материальные и интеллектуальные составляющие инфраструктуры информатизации. К ним относятся наличие соответствующих отраслей и подотраслей производства, услуг, науки и технологий, а также их продукции, бюджетное финансирование и другие формы инвестиций, соответствующие кадры специалистов, организационные и правовые механизмы, а также информационно-компьютерное просвещение граждан, рост их доходов, позволяющих получить доступ к Интернету.
Пятая составляющая характеризуется изменениями в сфере правового образования. Для того чтобы не потеряться в обилии информации, размещенной в Интернете, необходимо фундаментальное образование. А как раз распространению этого образования может способствовать Интернет.
Дистанционное образование через Интернет позволяет расширить географию обучающихся, сократить время обучения благодаря быстроте телекоммуникационной связи преподавателя и студента. Обучение может осуществляться без отрыва от производства, создается возможность получения образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального статуса. Кроме того, дистанционное обучение повышает творческий, интеллектуальный потенциал человека. Этому способствуют самоорганизация, использование новых информационных технологий и т.д.
Однако главной проблемой развития телекоммуникационного обучения в России являются создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся - не просто пассивные потребители информации, в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения. На смену устаревшей модели должна прийти новая модель обучения, основанная на следующих положениях:
1) в центре технологии обучения - учащийся;
2) в основе учебной деятельности - сотрудничество;
3) учащиеся играют активную роль в обучении;
4) суть технологии - развитие способности к самообучению. Эта модель напрямую связана с формированием социальной активности личности.
Таким образом, настоящее исследование показало, что влияние Интернета на правовую культуру личности имеет и позитивные, и негативные моменты. Вместе с тем формирование информационного общества, коммуникационной основой которого является Интернет, уже реальность. Следовательно, основной задачей современного российского общества является использование международной телекоммуникационной сети Интернет как технологического достижения в созидающем, а не в разрушающем человека режиме.
Затронутые в данной работе проблемы не могут быть решены только совершенствованием законов, практики их применения государственными органами, а также развитием процессов саморегулирования интернет-отношений. Без должного теоретического осмысления происходящих процессов невозможно выработать принципы и методы формирования правовой культуры, отвечающие современным условиям. Как справедливо отметил Д.И. Дубровский, "выдающиеся достижения создают выдающиеся проблемы, для решения которых нужны новые выдающиеся достижения и т.д. Замкнутый круг, из которого, скорее всего, нет выхода. Но ведь это и составляет суть биологической и социальной самоорганизации"*(321). Данные вопросы ждут дальнейших исследований.