Право. Личность. Интернет

         

Уровни и типы правовой культуры личности в информационном обществе


В определении правовой культуры личности как степени и характера правового развития индивида, обеспечивающих гражданскую активность, по существу содержатся различные ее характеристики.

Правовая культура личности, на наш взгляд, зависит от многих обстоятельств, в том числе от типологии деятельности и сферы правового регулирования, различного правового опыта, уровня подготовки и характера профессиональной деятельности, общественной работы, интересов, запросов и т.д. Различие в характеристиках позволяет выделить уровни и типы правовой культуры личности.

Существуют различные подходы к пониманию и, соответственно, измерению уровня правовой культуры личности. Так, Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов считают, что уровень правовой культуры индивида определяется правовой активностью последнего, т.е. готовностью личности к активным сознательным действиям на основе права; и, ссылаясь на концепцию Д.Б. Богоявленской, выделяют три уровня правовой активности: пассивный (если субъект права остается в рамках первоначально найденного способа действия и его деятельность каждый раз определяется влиянием какого-то внешнего стимула); эвристический (если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, ищет и находит новые решения); творческий (самый высокий уровень интеллектуальной активности, при котором обнаруженное явление становится самостоятельной исследовательской проблемой, решение которой приводит к открытию новых закономерностей)*(57).

Представляется необходимым дополнить изложенное выше понимание уровня правовой культуры личности интеллектуальным элементом, т.е. наличием у индивида определенного уровня правовой информированности. Несмотря на то что связь между уровнем правовой информированности и правовой активностью очевидна, последняя в большей степени относится к волевому элементу правовой культуры личности, так как наличие правовых знаний не всегда означает их активное использование.

В связи с этим особый интерес представляют выделенные В.М. Боером*(58)


на основе социологического исследования следующие уровни информированности.

Первый уровень связан с восприятием правовой информации и свидетельствует о факте ее приема, первичной осведомленности личности о тех или иных событиях, имеющих правовое значение.

Второй уровень характеризуется достаточно свободным ориентированием личности в изменяющихся правовых ситуациях, возможностью относительно самостоятельно разрешать возникающие правовые обстоятельства, основываясь на твердом знании правовых норм.

Третий уровень характеризуется активностью личности в правовой информационно познавательной сфере. Показателями этого уровня являются постоянный интерес к праву, наличие сформировавшейся потребности в получении и расширении правовой информации, установка как на активное восприятие, так и на использование публикуемой и передаваемой правовой информации. Таким образом, необходимым условием является наличие навыков, а Интернет - это прежде всего технология. Следовательно, пользователи Интернета, соответствующие данному уровню правовой культуры, испытывают воздействие международной информационной сети в большей степени.

Четвертый уровень характеризует профессионально-юридическую информированность. Юрист - эксперт в конкретных жизненных ситуациях.

Более четко уровни правовой культуры личности выделил В.В. Бородин*(59), однако его точка зрения требует некоторых дополнений.

Первый уровень - это уровень правовой индифферентности, свидетельствующий о полной неподготовленности лица к активному участию в правовой жизни, о его неосведомленности относительно правовых явлений, составляющих одно из слагаемых повседневной окружающей среды. Второй - это уровень правовых чувств, для которого свойственно в большей степени интуитивное, чем осознанное восприятие права, в частности, своего долга, прав и обязанностей, когда лицом окончательно еще не выработана система правовых понятий, ориентиров и ценностей. Третий - уровень начального правового воздействия, когда право в основном чисто механически воспринимается и реализуется, но вместе с тем начинают уже формироваться и устойчивые навыки правового поведения в различных регулируемых правом жизненных ситуациях. В данном случае уже можно говорить о первичной осведомленности личности о тех или иных событиях, имеющих правовое значение. Четвертый уровень - уровень самостоятельного развитого правового мышления, вырабатывается в ходе упорной и систематической теоретической и практической работы в сфере правового регулирования. Данный уровень характеризуется наличием потребности в получении и расширении правовой информации, активным поиском последней. Наконец, пятый уровень, соответствующий правовой культуре юристов, характеризуется наличием полных правовых знаний, способов их практической реализации.



Правовая культура юристов имеет свои особенности и отличается от правовой культуры других граждан и должностных лиц не столько элементами структуры, сколько содержанием. Для нее характерны более полные правовые знания, умение применить их на практике, наличие точных форм выражения результатов правовой деятельности (строгая система научных понятий, суждений, принципов и теоретических доказательств).

Профессиональный уровень правовой культуры выступает ведущим по отношению к обыденному так же, как теоретический уровень по отношению к профессиональному. Профессиональная правовая культура тесно связана с теоретической (научной), являясь для последней источником формирования и своеобразным звеном между осознанием повседневных правовых условий жизни личности и теоретическим научным осознанием правовых реалий. Таким образом, теоретическая научная правовая культура, являясь самым высоким уровнем правового осознания действительности, представляет собой четкую систему правовых ценностей, выраженных в юридических принципах, понятиях и категориях, направленных на раскрытие сущности права, правовых реалий и достижения практических целей цивилизации. Она вырабатывается усилиями людей, имеющими научные знания о природе, сущности, взаимодействии государственно-правовых явлений. Это, как правило, ученые-юристы, работники научно-исследовательских и учебных центров правового профиля.



Теоретический уровень правовой культуры должен служить правовому государству и гражданскому обществу как идейный источник права. Значение его проявляется не только в стадии правотворчества, но и при реализации права, в правовых актах государства, его органов и должностных лиц, поступках личности, что предполагает высокий уровень их цивилизованности. Следовательно, можно вести речь о том, что элементы теоретического уровня правовой культуры должны быть свойственны не только государственным деятелям, но и простым гражданам в процессе освоения ими права и юридической практики.

Многообразие подходов к понятию и содержанию правовой культуры порождает различные типологии*(61)



культур.

Первым, кто заявил и обосновал многообразие и известную обособленность культур в истории и мире, был Н.Я. Данилевский*(62). В дальнейшем данная концепция нашла развитие в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона*(63).

В основе данного (культурно-исторического) подхода к мировой правовой культуре лежит идея культурно-исторических типов, позволяющая выделить столько типов правовых культур, сколько существовало в прошлом и существует в настоящее время соответствующих материнских культурно-исторических типов, материнских цивилизаций. Причем качественно новым, перспективным с точки зрения истории, типом Н.Я. Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идей возрождения культуры.

В рамках указанного подхода необходимо отметить исследование взаимодействия правовых культур, главным образом западной и российской, проведенное А.М. Величко*(64). В данном случае содержание того или иного типа обусловливается характером религиозных воззрений, коренящихся в истоках народного сознания. В свою очередь А.В. Поляков считает целесообразным выделение западной и восточной правовых культур, в рамках которых выделяются англосаксонская, романо-германская, исламская правовые культуры и т.д*(65).

Семитко А.П.*(66)

выделил два исторических типа правовой культуры: социоцентристский и персоноцентристский. Основанием такого выделения является правовое положение личности, уровень обеспечиваемой правом свободы человека. Правовое развитие в целом идет от социоцентристского к персоноцентристскому типу правовой культуры, т.е. к такому, в центре которого стоит личность, ее права, свободы и законные интересы, и все правовые средства, механизмы и институты направлены на поддержание центрального, ведущего положения личности как высшей ценности в культуре.

П. Сорокин, понимая под культурой "единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность..."*(67), делит культуру на три типа: идеациональную, идеалистическую и чувственную.



Идеациональная культура основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. Идеалистическая культура - промежуточная между идеациональной и чувственной, так как ценности ее принадлежат как Небу, так и Земле. Мир этой культуры как сверхчувственный, так и чувственный, но чувственность самых возвышенных и благородных проявлений. В настоящее же время имеет место чувственная культура, ценности которой в повседневном, земном мире. Эта культура стремиться освободиться от религии, морали и других ценностей.

И.Д. Невважай*(68)

опирается на понимание правовой культуры как семиотической структуры, которая была предложена представителями тартуской школы семиотики Ю.В. Лотманом и Б.А. Успенским. Рассматривая правовую культуру как знаковую систему, он выделил в зависимости от отношения к знаку два типа культур: культура выражения и культура правил.

В первом типе культуры сознание направлено на поиск выражения уже данного содержания, а задача заключается в том, чтобы найти "правильное" выражение или репрезентативную форму, соответствующую данному содержанию. Культура правил определяется отношением к знаку как к чему-то условному и произвольному по отношению к референту, существующему в действительности. Она нацелена на определение еще не данного содержания.

Автор предлагает иную типологию правовой культуры, включающую в себя гражданский, подданнический и переходный типы*(69).

Данная модель, по нашему мнению, является наиболее универсальной, потому что основана на представлении о правовой культуре как совокупности взаимосвязанных элементов: информационного, отражающего степень выражения знания граждан о своих правах и свобода; деятельностного, выражающегося через степень активности и реактивности личности (степень прочности правопорядка), направленность личности на субъект, осуществляющий защиту их прав и свобод, а также ресурсы деятельности по защите прав и свобод.

Следует отметить, что вышеперечисленные элементы так или иначе выражаются посредством субъективных оценок личности. Однако целесообразно выделить оценочный элемент, отражающий состояние практической работы правоохранительных органов и суда, их реальную роль в правовой системе.



Указанные элементы правовой культуры имеют количественные характеристики, анализ которых позволяет выделить три типа правовой культуры личности: гражданский, подданнический и переходный.

Гражданский тип характеризуется высокой степенью правовой просвещенности, использованием специальных источников информации о своих правах и свободах, активными действиями и значительной активностью и реактивностью в правовом поведении. Под реактивностью понимаются ответные реакции на нарушение прав и свобод человека и гражданина. В оценочном аспекте гражданскому типу присуще отношение к правозащитным и судебным системам как значимым инструментам, несмотря на имеющиеся недостатки.

Подданнический тип является противоположностью гражданского. Он характеризуется низкой правовой просвещенностью, нежеланием пополнять свои знания о правах и свободах. Представители данного типа склонны полагать, что защита прав и свобод граждан - дело государственных органов. Вместе с тем для данного типа характерно принципиально негативное отношение к правоохранительным и судебным органам. В случае нарушения прав и свобод субъекты данной ориентации прибегают к самым примитивным, чаще всего аффективным или силовым средствам. В вопросах реформирования правозащитной сферы делают акцент на административных, карательных мерах.

Переходный тип характеризуется сочетанием черт, принадлежащих как гражданскому, так и подданническому типам. Преобладание тех или иных черт свидетельствует о существующей тенденции развития правовой культуры личности.

С учетом изложенной типологии правовой культуры личности автором было проведено социологическое исследование в г. Муроме, объектом которого стала правовая культура граждан, а целью - выявление характера воздействия указанных объективных и субъективных факторов, а также преобладающего типа правовой культуры.

В соответствии с поставленными задачами был составлен опросный лист, на основании которого мы смогли ознакомиться с ответами 567 человек (180 пенсионеров, 150 служащих, 140 рабочих, 40 предпринимателей, 40 студентов и 17 безработных). Пропорциональная выборка приблизительно отражает структуру взрослого населения г. Мурома.



Результаты исследования выглядят следующим образом.

Информационный элемент правовой культуры личности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достаточно высокой активности населения в стремлении самостоятельно получать юридическую информацию. Наибольшую активность проявляют предприниматели (90%), затем приблизительно одинаковые позиции занимают служащие, рабочие, пенсионеры и безработные (58-62%). Студенты менее всех остальных групп населения стремятся к получению информации о своих правах.

На основании субъективных оценок граждан знания ими своих прав как лиц, играющих различные социальные роли в обществе, сложилась следующая картина. Значительная часть населения знает свои права частично, что по этому показателю свидетельствует о большей распространенности переходного типа правовой культуры, в меньшей степени - подданнического и еще меньшей - гражданского типа.

Таким образом, молодое поколение в лице студентов, на которое делается ставка в построении правового государства, гражданского общества, характеризуется подданнической ориентацией в отличие от других групп населения, что, по-видимому, объясняется недостаточной степенью социализации этой группы. Вместе с тем наблюдается несколько завышенная оценка своих знаний о праве среди граждан (особенно среди рабочих), что проявляется в пониженной чувствительности к нарушениям соответствующих прав, в частности прав избирателей, налогоплательщиков и собственников имущества.

Деятельностный элемент правовой культуры личности. Анализ степени активности граждан и ориентации на объект, осуществляющий защиту прав, свидетельствует о значительном преобладании подданнического типа правовой культуры, затем переходного и гражданского соответственно. Большинство граждан никак не реагируют на нарушения своих прав, как незначительные (16,4%), так и серьезные (4,7%), либо выражают возмущение в адрес нарушителя (в случае незначительного нарушения - 64,9%, в случае серьезного нарушения - 36,7%), однако в последнем случае несколько увеличивается доля обращающихся к начальству нарушителя (с 11% до 23%) и в правозащитные органы (с 4% до 22%).



По степени реагирования граждан на факт нарушения прав и фиксации нарушителя доминирует переходный тип правовой культуры. Меньшая распространенность гражданского и подданнического типов соответственно.

Анализ ресурсов деятельности показывает, что основная часть населения не получает даже минимальных правовых знаний. При этом большинство из тех, до кого правовая информация все же доходит, получают ее из случайных и не всегда достоверных источников. Высокая доля периодических каналов в информационном поле позволяет говорить о том, что знания о праве, получаемые гражданами, "мозаичны" и во многом зависят от степени квалифицированности и точности освещения правовых вопросов журналистами, их тематических и содержательных предпочтений. Потребность в правовой информации в большей степени мотивирует обращение к непериодическим каналам. Доля популярной правовой информации, распространяемой СМИ, чрезвычайна низка, а уровень внимания СМИ, в том числе Интернета, к правовым вопросам в целом ниже, чем уровень интереса населения к данной тематике. Значительная часть населения не обладает достаточной осведомленностью, чтобы соотнести абстрактные правовые знания с конкретной жизненной ситуацией.

Респонденты с начальным, средним или неполным средним образованием обычно используют телевидение, значительно реже Интернет в качестве источника правовой информации, а с высшим или неполным высшим образованием - печатные издания и Интернет. Мужчины предпочитают телевидение, Интернет, юридическую литературу и советы друзей, в то время как женщины - печатные издания и адвокатов. Уменьшение материальной обеспеченности и увеличение возраста определяет ограниченное обращение граждан к адвокатам, юридическим службам, Интернету. Старшее поколение (от 60 лет) получает необходимую информацию в основном по радио.

Среди трудностей, вызванных необходимостью ознакомиться со своими правами, чаще других граждане называют недоступность юридических консультаций, затрудненный доступ к Интернету, юридической литературе, сложность юридических текстов для понимания. Основная сложность (максимальная доля пенсионеров и рабочих) - отсутствие знаний о том, где можно ознакомиться с правами. Большая часть служащих и предпринимателей не испытывает в этом трудностей.



Анализ способов, с помощью которых граждане защищают свои права, свидетельствует хотя и о незначительном, но все же превосходстве переходного типа правовой культуры над подданническим.

Оценочный элемент правовой культуры личности. Результаты исследования отношения граждан к состоянию практической работы правоохранительных органов и суда подтверждают доминирующее положение переходного типа. Далее следуют подданнический и гражданский типы правовой культуры.

На вопрос: "Что бы Вы сделали, если должностное лицо государственного органа, соответствующего учреждения или организации откажет Вам в том, что несомненно положено по закону", - ответы распределились следующим образом: 44,3% обратились бы с жалобой в вышестоящий орган, 22,2% нашли бы человека со связями, который смог бы помочь, либо попытались бы сделать подарок чиновнику, от которого зависит решение вопроса, 19,8% обратились бы в суд и 7,4% обратились бы в газету или иные СМИ.

Таким образом, в целом по совокупности показателей преобладающим в большинстве случаев является переходный тип правовой культуры, затем подданнический и гражданский. Однако по активности граждан и ориентации на объект, осуществляющий защиту прав, большинство опрошенных проявили свойства подданнического типа.

Возвращаясь к теоретической части данной работы, следует отметить, что указанные классификации уровней, типов правовой культуры нельзя абсолютизировать. В реальной жизни, практической деятельности грани между перечисленными уровнями, типами правовой культуры личности довольно подвижны и относительны. Они могут сочетаться, взаимообусловливать друг друга и в то же время существовать самостоятельно.

Переход от одного уровня или типа к другому во многом зависит от качества и количества имеющихся ресурсов правовой культуры.

В юридической литературе термин "ресурсы правовой культуры" не используется, несмотря на то, что он несет значительную смысловую нагрузку и способен решить некоторые теоретические и практические проблемы государства и права. Исторический опыт позволяет верить, что ресурсы самоорганизации остаются значительными и что осознанная деятельность способна их увеличить.



Автор предлагает определить ресурсы правовой культуры как запасы и источники, необходимые для формирования и функционирования гражданского общества и правового государства.

Ресурсы правовой культуры могут быть классифицированы по типам и видам. В зависимости от типа представляется целесообразным выделить субъективные (материально-имущественное положение личности, уровень правовой грамотности, характер российской ментальности и т.д.) и объективные ресурсы (эффективность неюрисдикционных способов защиты гражданских прав, совершенство нормативно-правовой базы, эффективность правоприменительной деятельности и др.). Эта классификация отражает их принадлежность конкретному носителю: человеку, гражданину или окружающей действительности.

Видовая классификация может быть представлена следующим образом:

1) утилитарные (экономические, социальные);

2) информационно-ценностные;

3) нормативные.

Теоретическое осмысление указанных ресурсов правовой культуры, факторов, влияющих на процесс ее формирования, представляет значительный интерес прежде всего потому, что правовая культура имеет огромное значение в развитии и функционировании российской государственности.

По наиболее распространенному в теории права мнению правовая культура оказывает организационно-регулирующее воздействие на общественные отношения в плане обеспечения социально-позитивного поведения, предупреждения негативных проявлений и устранения способствующих им факторов при решении социальных задач любой сферы и любого уровня жизни общества*(70). Она выступает необходимым условием демократического развития общества, а демократия, в конечном счете, нужна для того, чтобы в обществе реализовывалась справедливость и обеспечивалась законность как основополагающие принципы современного государства.

Крыгина И.А. выделяет следующие аспекты функциональной роли правовой культуры: социализирующий, стабилизирующий, интегративный и детерминирующий*(71).

Социализирующий аспект функциональной роли правовой культуры проявляется в следующем. Правовая культура, являясь основной частью общей культуры, одновременно с этим выступает в качестве несущей основы, объединяющей в себе и правовую культуру личности, и правовую культуру определенных социальных групп, а также профессиональную правовую культуру. Являясь качественным состоянием правовой жизни общества, правовая культура прямо связана с таким понятием, как социализация личности.



Кроме того, человек далеко не всегда потребляет предлагаемую ему или уже находящуюся в его распоряжении информацию.

Фаза потребления представляет собой сложный процесс, который характеризуется активным влиянием психологических факторов, персонифицированностью информации (особенно через имя), неформальными каналами передачи информации. Степень и характер потребления правовой информации можно оценить, анализируя эффективность и интенсивность использования информации, склонность к длительному использованию информации, активность использования информации, корректировку процесса использования на групповом уровне, наивысшую активность (самостоятельность) использования информации.

Доступность больших массивов правовой информации требует времени и усилий для их осмысления. Обилие информации не приводит автоматически к лучшим решениям. Новые масштабы работы с информацией требуют дальнейшей автоматизации интеллектуальных функций.

Подводя итоги данного параграфа, необходимо отметить, что правовая культура личности отражает в первую очередь степень и характер правового развития индивида, обеспечивающих гражданскую активность последнего. В ней замыкается как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей.

Изучение указанных характеристик позволяет классифицировать правовую культуру личности по типам и уровням. Однако подобные классификации нельзя абсолютизировать, так как в реальной жизни грани между рассмотренными выше уровнями и типами правовой культуры личности не всегда очевидны.

Кроме того, анализ закономерностей формирования правовой культуры личности, ее типа или уровня позволяет выделить категории информации, ценности и деятельности в качестве детерминирующих факторов этого процесса.

Осуществление рассмотренных в данной работе форм освоения элементов правовой культуры происходит под влиянием различных источников информации. Данное обстоятельство предопределяет особую актуальность теоретического осмысления взаимодействия современных источников информации и правовой культуры личности в условиях становления информационного общества, характеризующегося развитием индустрии создания, обработки и передачи информации, производства интеллектуальных инноваций культурных стандартов.


Содержание раздела