Право. Личность. Интернет


Уровни и типы правовой культуры личности в информационном обществе - стр. 8


Результаты исследования выглядят следующим образом.

Информационный элемент правовой культуры личности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достаточно высокой активности населения в стремлении самостоятельно получать юридическую информацию. Наибольшую активность проявляют предприниматели (90%), затем приблизительно одинаковые позиции занимают служащие, рабочие, пенсионеры и безработные (58-62%). Студенты менее всех остальных групп населения стремятся к получению информации о своих правах.

На основании субъективных оценок граждан знания ими своих прав как лиц, играющих различные социальные роли в обществе, сложилась следующая картина. Значительная часть населения знает свои права частично, что по этому показателю свидетельствует о большей распространенности переходного типа правовой культуры, в меньшей степени - подданнического и еще меньшей - гражданского типа.

Таким образом, молодое поколение в лице студентов, на которое делается ставка в построении правового государства, гражданского общества, характеризуется подданнической ориентацией в отличие от других групп населения, что, по-видимому, объясняется недостаточной степенью социализации этой группы. Вместе с тем наблюдается несколько завышенная оценка своих знаний о праве среди граждан (особенно среди рабочих), что проявляется в пониженной чувствительности к нарушениям соответствующих прав, в частности прав избирателей, налогоплательщиков и собственников имущества.

Деятельностный элемент правовой культуры личности. Анализ степени активности граждан и ориентации на объект, осуществляющий защиту прав, свидетельствует о значительном преобладании подданнического типа правовой культуры, затем переходного и гражданского соответственно. Большинство граждан никак не реагируют на нарушения своих прав, как незначительные (16,4%), так и серьезные (4,7%), либо выражают возмущение в адрес нарушителя (в случае незначительного нарушения - 64,9%, в случае серьезного нарушения - 36,7%), однако в последнем случае несколько увеличивается доля обращающихся к начальству нарушителя (с 11% до 23%) и в правозащитные органы (с 4% до 22%).




Начало  Назад  Вперед