Право. Личность. Интернет


Уровни и типы правовой культуры личности в информационном обществе - стр. 5


культур.

Первым, кто заявил и обосновал многообразие и известную обособленность культур в истории и мире, был Н.Я. Данилевский*(62). В дальнейшем данная концепция нашла развитие в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона*(63).

В основе данного (культурно-исторического) подхода к мировой правовой культуре лежит идея культурно-исторических типов, позволяющая выделить столько типов правовых культур, сколько существовало в прошлом и существует в настоящее время соответствующих материнских культурно-исторических типов, материнских цивилизаций. Причем качественно новым, перспективным с точки зрения истории, типом Н.Я. Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идей возрождения культуры.

В рамках указанного подхода необходимо отметить исследование взаимодействия правовых культур, главным образом западной и российской, проведенное А.М. Величко*(64). В данном случае содержание того или иного типа обусловливается характером религиозных воззрений, коренящихся в истоках народного сознания. В свою очередь А.В. Поляков считает целесообразным выделение западной и восточной правовых культур, в рамках которых выделяются англосаксонская, романо-германская, исламская правовые культуры и т.д*(65).

Семитко А.П.*(66)

выделил два исторических типа правовой культуры: социоцентристский и персоноцентристский. Основанием такого выделения является правовое положение личности, уровень обеспечиваемой правом свободы человека. Правовое развитие в целом идет от социоцентристского к персоноцентристскому типу правовой культуры, т.е. к такому, в центре которого стоит личность, ее права, свободы и законные интересы, и все правовые средства, механизмы и институты направлены на поддержание центрального, ведущего положения личности как высшей ценности в культуре.

П. Сорокин, понимая под культурой "единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность..."*(67), делит культуру на три типа: идеациональную, идеалистическую и чувственную.




Начало  Назад  Вперед