Право. Личность. Интернет


Понятие и содержание правовой культуры в теории права - стр. 12


Следует отметить, что право отличается неодинаковой социальной очевидностью в том смысле, что не все его аспекты в одинаковой степени квалифицируются индивидами как принадлежащие праву. В своей технической, опубликованной форме оно редко используется неюристами. Когда право обретает форму институтов (государство, суд и т.д.), оно достигает степени очевидности, которая привлекает к себе внимание, почти скрывая другие аспекты права. В данном случае речь идет об "эксплицитной", или "сознательной" правовой социализации. В противоположном случае, когда субъект воспринимает ситуации или социальные отношения как не имеющие прямого отношения к праву (например, семья, ответственность, свобода), но в то же время интегрирует в образ элементы, принадлежащие праву, следует говорить об "имплицитной", или "несознательной" правовой социализации.

Исходя из указанного понимания правовой социализации, согласно которому субъект осваивает право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого и вошли в его собственную систему представлений о мире, авторы данной концепции различают два аспекта этого освоения. В первом случае происходит "правовая аккультурация субъекта", в ходе которой он приобретает общие знания правовой культуры, доминирующей в его обществе. Приобретение этих общих знаний, существование общих социальных представлений о законах и институтах, об отношениях между государством и гражданином, об общих ценностях, на которые они опираются, обеспечивают всех членов данной правовой культуры "единым языком", позволяя им общаться, понимать друг друга.

Во втором случае, существующем параллельно первому, возникает явление "аккультурации субъектом права" или различных объектов, принадлежащих общей правовой культуре. Субъект дает им специфическое содержание, которое имеет особый смысл в культуре его семейной и социальной среды. Индивид интерпретирует объекты права в свете системы норм и значений усвоенного первоначального культурного контекста; эта система позволяет ему понять и интегрировать свой личный опыт*(56).




Начало  Назад  Вперед